/

История капоэйры

История возникновения и формирования капоэйры окутана множеством легенд и тайн, которые скорее являются следствием недостатка информации о раннем периоде её становления и развития.

До настоящего времени точно неизвестно происхождение слова «капоэйра». Одни исследователи считают, что оно заимствовано из языка племен, населявших Южную Америку до появления европейцев, другие ищут корни этого понятия в европейском португальском языке, в наречиях племен, населявших африканский континент.

О происхождении капоэйры также существуют различные версии. Одни источники гласят, что прототипом капоэйры был так называемый «танец зебр», распространённый среди племён центральной Африки, другие утверждают, что капоэйра представляет собой синтез различных культур и верований индейцев Южной Америки.

Одна из самых распространенных версий гласит, что это боевое искусство уходит своими корнями на "черный континент", в Африку.

В 1500 году португальцы высадились на берегах Южной Америки. Перед колонизаторами остро встал вопрос, кого лучше использовать в качестве бесплатной рабочей силы для того, чтобы с максимальной быстротой освоить огромные территории. Поначалу они пробовали привлечь к рабскому труду представителей местных индейских племен, однако те часто сбегали, кроме того, быстро умирали, не выдерживая условий содержания. Поэтому было решено начать ввоз рабов из Африки.

Всего по различным подсчетам, с начала 16-го века до принятия закона об отмене рабства в 1888 году из Африки только в Бразилию было вывезено около 8 миллионов человек. При это едва ли половина из них добралась до берегов Южной Америки – не выдерживая тяжелейшего пути через Атлантику, многие невольники умирали от голода, эпидемий, погибали в кораблекрушениях.

Колонизаторы не делали различий между представителями разных племен. В итоге в одних бараках оказывались жители самых различных областей Африканского континента, говорящие на разных языках, имеющие различные обычаи. В результате такого существования элементы культур разных племен через некоторое время начали переплетаться между собой, образуя единое целое. Этот синтез впоследствии стал основой для развития капоэйры.

Рабы были вынуждены жить в невыносимых условиях. При этом, постоянно унижая и притесняя их, рабовладельцы жестоко наказывали за нарушения дисциплины и попытки бегства. Невольникам запрещалось практиковать какие-либо боевые искусства. Однако, со временем, в их среде сформировалось убеждение, что, несмотря ни на что, необходимо уметь защитить себя от притеснений и бороться за собственную свободу. Так была заложена духовная основа для уникальной боевой системы, которая стала сочетать в себе атакующие и защитные техники в виде целой системы движений и приемов, которые давали возможность замаскировать эту боевую систему и сделать её похожей на причудливый танцевальный ритуал.

Несмотря на строжайшие запреты, нередки были случаи бегства невольников. Для того чтобы выжить на незнакомой земле, они были вынуждены объединяться. На территории Южной Америки образовались целые поселения беглых рабов - "киломбуш". В этот период капоэйра стала для рабов единственной возможностью защитить себя.

В 1888 году рабство в Бразилии было отменено. Но, став свободными, бывшие рабы остались предоставленными сами себе – возможности прокормить себя и семьи, легально зарабатывая себе на жизнь, у многих из них не было. Как результат, миллионы людей были вынуждены пойти по криминальному пути. В больших городах Бразилии начались грабежи и разбои, часто сопряженные с убийствами. При этом, преступники отменно владели приемами капоэйры, которая делала их чрезвычайно опасными. Слово «капоэйрист» стало синонимом слова «вор», «грабитель» и «бандит». В результате этого власти объявили капоэйру вне закона.

Сохранились полицейские отчеты, в которых говорилось о некоем человеке по имени Бизору (Besouro), который, используя приемы капоэйры, избивал в одиночку целый отряд полиции, отбирал у них оружие и относил в полицейский участок, демонстрируя беспомощность властей. Он стал легендой среди капоэйристов. Поговаривали, что он "Corpo feshado", то есть «Неуязвимый». За ним началась настоящая охота, но долгое время никто не мог его поймать. Согласно легенде, Бизору был убит заговоренным деревянным кинжалом, когда выходил из бара.

Несмотря на то, что капоэйра подвергалась гонениям и люди, практикующие её, преследовались властями, мастера капоэйры продолжали тайно собираться со своими учениками и обучать их этому искусству. В целях конспирации и защиты от полиции появилась традиция давать человеку, практикующему капоэйру, кличку, или «appelido». В среде капоэйристов его с тех пор называли только по appelido, при этом никто не знал настоящего имени. Когда кто-то из капоэйристов попадал в засаду, он при всем желании не мог назвать ни одного настоящего имени.

Традиция давать человеку, практикующему капоэйру, аппелиду, сохранилась и по сей день. Аппелиду получает каждый капоэйрист, прошедший обряд посвящения – batizado (батизаду).

Для того, чтобы ввести в заблуждение полицию относительно истинных целей тренировок, капоэйристы стали использовать множество музыкальных инструментов. Сигналы всем присутствующим подавались с помощью различных ритмов. Так, например, при возникновении угрозы, музыканты начинали играть специальный ритм – Cavalaria (кавалариа). Все зрители и участники тут же разворачивались, и, как ни в чем не бывало, расходились по домам. Оставшиеся на площадке игроки начинали делать заранее отработанные, замысловатые движения, которые мгновенно превращали тренировку в безобидный танец.

В 1930 году, в результате военного переворота, ситуация изменилась. Все больше и больше представителей чернокожего населения Бразилии получали работу, улучшалась ситуация на улицах городов. Постепенно капоэйра перестала быть синонимом преступности и стала превращаться в неотъемлемую часть бразильской культуры. Гонения на капоэйристов ослабли и у них появилась возможность более не скрывать свои занятия.

Вплоть до 30-х годов прошлого столетия капоэйра не имела никакой четкой структуры, программа изучения строилась каждым капоэйристом по своему усмотрению. То же касалось и набора движений и приемов, которые относились к приемам капоэйры. А многие капоэйристы и вовсе учились без каких-либо программ, изобретая и отрабатывая приемы прямо в ходе очередного поединка.

Одним из первых людей, систематизировавших капоэйру, стал Мануэль Дос Рейш Машаду, известный в среде капоэйристов как Mestre Bimba (Местре Бимба). Он сформулировал основные правила капоэйры, систематизировал движения и определил музыкальные инструменты для ведения основного действия капоэйры – роды. В 1932 году Местре Бимба открыл первую официальную академию капоэйры. Он так же стал первым использовать пояса различных цветов для обозначения уровня ученика. На его тренировки спортсмен обязан был приходить в белой одежде. В настоящее время белоснежная форма является основной одеждой в большинстве групп, практикующих капоэйру.

Mestre PastinhaВ 1941 году другой капоэйрист, Висенте Феррейра Паштинья, известный как Mestre Pastinha (Местре Паштинья), открыл свою школу. Его ученики школы носили черные брюки и желтые майки – цвета любимой футбольной команды мастера – «Ипиранга». Паштинья основал академию капоэйры «Спортивный центр капоэйры Ангола», при поддержке своего друга, писателя Жоржи Амаду, написал книгу, посвященную капоэйре Ангола, а также записал один из первых музыкальных альбомов.

Со временем капоэйра распространилась далеко за пределы Бразилии. В самой Бразилии она признана официальным видом спорта. Сегодня капоэйрой занимаются десятки тысяч людей по всему миру.

В Россию капоэйра пришла в 1998 году, когда Бразильские мастера провели первые семинары в Москве. На сегодняшний день практически не осталось городов в России, в которых бы не было представителей этого уникального боевого искусства.